logo-МИК logo-МИК

home | карта сайта


ИСТОРИЯ ЛИЗИНГА

Датой рождения лизинга принято считать 1954 год, когда обычная аренда получила некую дополнительную черту, впоследствии давшую гигантский рост данной отрасли в развитых странах Запада. Речь здесь идет о возможности использования ускоренной амортизации предмета аренды в целях налогообложения у его балансодержателя.

Действительно, вся история развития лизинговой отрасли на Западе демонстрирует, что ускоренная амортизация в целях налогообложения является одним из главных признаков, отличающим обычную аренду от лизинга. Аренда в совокупности с ускоренной амортизацией позволяет лизинговым компаниям условно "передавать" выгоду от ускоренной амортизации арендаторам, что выражается в уменьшении стоимости финансовой аренды.

В большом количестве случаев аренда содержала обязательство либо право арендатора приобрести предмет аренды в собственность по окончании срока договора. С одной стороны, ускоренная амортизация позволяла оптимизировать налогообложение у арендодателей в течение действия договора, а с другой, по его окончании не возникало дополнительного налогообложения при передаче имущества в собственность арендатора, т.к. оборудование было практически полностью амортизировано. Именно институт ускоренной амортизации лег в основу создания лизинга как такового, а также сделал лизинг конкурентоспособным по сравнению с обычной арендой или кредитом.

ЛИЗИНГ В РОCСИИ

Рынок финансовой аренды (лизинга) продемонстрировал достаточно высокую устойчивость на фоне финансового кризиса 1998 года, который нанес серьезный удар по зарождающейся отрасли. Российские лизинговые компании начали испытывать затруднения при получении конкурентоспособного финансирования ввиду проблем в банковском секторе. Многие активные операторы рынка лизинговых услуг превратились в аутсайдеров, но большинство независимых (не привязанных к банкам) компаний пережили кризис и сумели наладить работу в новых условиях, несмотря на существенно сократившиеся общие объемы финансирования.

В большинстве случаев лизинговые компании создаются юридическими лицами (более 40%) и банками (более 25%), реже физическими лицами (15%) и иностранными инвесторами (3%). Более 70% инвестиций приходятся на Европейскую часть России, на долю Урала и Западной Сибири приходится около 15%, а на Дальний Восток - менее 10%. В такой же пропорции распределяется и региональное расположение лизинговых компаний, причем около 40% от их общего числа находится в Москве. Наиболее значительных объемов достиг лизинг промышленного и технологического оборудования. Наибольшее количество лизингополучателей работает в следующих сферах: типографские услуги, пищевая промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции, химическая продукция, пластики и полимеры, упаковка и бумага. Срок лизинга, как правило, составляет от двух до пяти лет, что обусловлено условиями привлечения ресурсов, сроком ускоренной амортизации имущества и потребностями большинства лизингополучателей.

По существующей в настоящее время статистике большинство лизинговых компаний работает, используя заемные средства - это, в основном, товарные кредиты поставщиков, средства банков-учредителей и государственные средства. В значительно меньшей степени используются средства несвязанных банков и собственные средства. Российские лизингодатели крайне редко имеют доступ к дешевым финансовым ресурсам иностранных инвесторов, что увеличивает стоимость их услуг для лизингополучателей.

Для поставщиков оборудования лизинг - это, в первую очередь, один из способов увеличения объемов продаж. Учитывая высокую стоимость ресурсов в России, стоимость работы с российскими лизингодателями выше, чем в Европе. Но, несмотря на это большинство поставщиков и производителей оборудования готовы сотрудничать с лизинговыми компаниями и предоставлять им скидки и товарные кредиты. Большую активность на лизинговом рынке проявляют производители и поставщики автотранспорта. Эта лизинговая ниша традиционно формируется в значительной мере за счет лизинговых компаний, принадлежащих крупнейшим зарубежным производителям и автодилерам.

Наибольший объем инвестиций в России приходится на крупные предприятия. Действительно, с точки зрения увеличения объема инвестиционного портфеля финансировать малый и средний бизнес не так привлекательно - при уменьшении суммы сделки возрастают расходы на ее сопровождение. Но как показал финансовый кризис 1998 года, именно малые и средние предприятия в большинстве случаев исполняли принятые на себя обязательства, тогда как крупные лизингополучатели часто оказывались не в состоянии продолжать сделку в изменившихся экономических условиях.

Подводя итог, можно отметить, что финансовая аренда (лизинг) является более доступным, эффективным и гибким методом привлечения ресурсов по сравнению с банковским кредитом, что достигается за счет эффективного применения норм действующего законодательства. Многие лизингополучатели отмечают, что лизинг существенно удешевляет обновление основных средств и во многих случаях является единственно возможным способом расширения бизнеса.



ТЕХНОМИР - дорожно-строительная техника в ЛИЗИНГ

Прокат автомобилей в Краснодаре


       © АО "Муниципальная инвестиционная компания", 1998 - 2016